top of page
Фото автораЕвгений Малаховский

Бездействие политиков стирает 2020 год из памяти беларусов

Чем больше времени проходит после событий 2020 года, тем меньше они вызывают эмоций у беларусов, хотя эта «незаконченная революция» навсегда вошли в историю.


И если до 2020 года в Беларуси были три параллельные прямые, которые редко пересекались (власть, оппозиция и граждане), то сегодня к ним добавилась ещё одна - эмиграция. Власть при этом нашла эффективные способы контроля страны с опорой на сталинские практики, пропаганду и поддержку Кремля.


А лидеры оппозиции к весне текущего года потеряли влияние на ситуацию в стране, т.к. не смогли объединиться и добиться значительных результатов. Кроме этого, они не смогли наладить эффективную коммуникацию с населением в Беларуси.


Также беларуская оппозиция надеялась на поддержку со стороны международных организаций, таких как ООН и ЕС. Однако Запад, на который рассчитывала оппозиция, оказался «беззубым» т.к. за годы заигрывания с Лукашенко так и не создал эффективных инструментов влияния на режим. Кейс Почобута это прекрасно продемонстрировал.


Сегодня очевидно, что большая часть общества внутри Беларуси пронизано страхом, не верит в скорые перемены и хотело бы каких-то внятных правил, которые бы позволили ему сосуществовать с режимом в рамках нового социально-политического контракта.


Отписка от независимых медиа только подтверждает эти тенденции.

Политики в эмиграции, имея изначально кредит доверия, за два года разговора лозунгами его существенно растеряли. Объявленные планы и стратегии давления на режим так и не привели к позитивным изменениям, а обещанные переговоры так и не начались.


Огромная часть эмиграции, которая уезжала «пересидеть», обрастает бытом, устраивает детей в садики и школы и глубоко пускает корни за границей, живя уже повесткой Тбилиси, Вильнюса или Варшавы. Нужно понимать, что значительная часть из них уже никогда не вернется назад.


При этом в Беларуси по прежнему общество тихо сопротивляется «сталинизации», о чём в эмиграции практически не знают.


Политзаключенные и их семьи стараются остановить пытки и давление в ШИЗО путем воздействия на различные гос.структуры. Родители, видя как их детей накачивают пропагандой, делают параллельные классные чаты «для своих», где обмениваются опытом противодействия. Военнообязанные призывники и запасники как могут уклоняются о повесток. Чиновники работают в режиме итальянской забастовки, саботируяя безглуздыя решения «первого». Несмотря на репрессии, в Минске периодически появляются на стенах украинские тризубы и вывешиваются флаги.


Народ в Беларуси остался фактически сам по себе, а политики и эмиграция сами.


Неспособность быть гибкими и оперативно принимать решения, разочаровывают и партнёров на Западе. Также, объективно, Запад сегодня не способен развязать беларуский вопрос.


В сухом остатке, единственная действенная структура, которую смогла создать эмиграция - это Полк Калиновского, сохранивший себя в тяжелых условиях, выросший в действенную силу и даже ставший центром политического притяжения. Большая вероятность, что Украина, освободив свои территории, обязательно вернется к беларускому вопросу. Агрессия на Киев и 986 ракет с территории Беларуси, там никем не забыто. Поэтому логично, что Украина будет искать инструменты влияния на РБ и ставить в перспективе на те беларуские силы, которые сегодня доказывают на деле готовность защищать свой национальный, политический и исторический выбор.


Недавние посты

Смотреть все
bottom of page