В 1991 году распад Советского Союза открыл возможность выбора собственного пути как для Беларуси, так и Эстонии.
На момент подписания Беловежских соглашений, ликвидировавших СССР, обе Республики начинали с весьма схожих стартовых условий. Однако их экономические и политические траектории существенно разошлись, а подходы к реформам и внешнеполитической ориентации оказались кардинально различными.
Сравним, что получилось у стран по итогу трёх десятилетий.
Экономическое развитие
Эстония выбрала путь быстрых рыночных реформ, нацеленных на приватизацию, либерализацию экономики и интеграцию с Западом. Цифровая трансформация и членство в Европейском Союзе способствовали стабильному экономическому росту. К 2023 году ВВП Эстонии по паритету покупательной способности (ППС) на душу населения достиг 42 000 долларов США.
Сегодня Эстония — это не только туризм и IT хаб Европы, но и суперсовременное “цифровое государство” с госуслугами и возможностью голосовать в смартфоне.
Беларусь, напротив, эти годы сохраняла большую часть экономики под государственным контролем и ориентировалась на Россию. Несмотря на прямые и косвенные дотации РФ (цена на газ, списание долгов, льготные кредиты, доступ на рынок), централизация и отсутствие значительных рыночных реформ ограничили потенциальное экономическое развитие страны.
В 2023 году ВВП Беларуси по ППС на душу населения составил около 27 000 долларов США.
Демократия
В мировых индексах развития демократия является важным индикатором общественного прогресса. Эстония добилась значительных успехов в области демократических реформ и стабильно занимает самые высокие места в мировых рейтингах демократии, имея развитые демократические институты.
Согласно последнему Индексу демократии, Беларусь занимает 153-е место из 167 стран мира и является жёстко авторитарным государством.
Репрессии против инакомыслящих, контроль над СМИ и отсутствие демократических реформ заморозили её общественно-политическое развитие.
Паспорт
Для сотрудничества, развития экономики и просто путешествия граждан, важен глобальный рейтинг паспорта.
Эстонский паспорт занимает 11-е место в мире по Индексу паспортов, предоставляя безвизовый или визовый доступ по прибытии в 184 страны. Этот показатель делает его одним из самых крутых в мире.
В отличие от эстонского, беларуский паспорт занимает только 110-е место, предоставляя безвизовый или визовый доступ по прибытии всего в 78 стран.
Вот такое сравнение. На критический вопрос, почему мы не сравниваем Беларусь с другими экс-советскими странами: Таджикистаном или Арменией?
Хотим заметить, что именно Эстония имела наиболее схожие стартовые показатели, географическое положение, культурный код. Поэтому считаем корректным сравнивать похожие истории.
Мы любим Минск и Беларусь (не путаем с государством) и хотели показать, как выбор стратегии развития страны в долгосрочной перспективе влияет на её международное положение, благосостояние и свободы граждан.